Водоотвод автомобильных дорог.
Устройство водоотводных дорожных конструкций должно учитываться еще при проектировании и осуществляться на момент возведения земляной основы будущей трассы, поскольку вода, проникающая в грунтовое полотно из трех основных источников (атмосферные осадки, вода из кюветов и грунтовая подземная) размягчает его и существенно снижает способность сопротивляться нагрузкам. Деструктивными последствиями чреваты капиллярные грунтовые увлажнения и поверхностное стекание талых либо ливневых вод.
Совокупный комплекс специальных сооружений, способствующих сбору осадочных масс, перехвату, отводу их от путевых насыпей называется дорожной системой водоотвода. Технологически правильная организация водоотведения с поверхности автострад, призванная обеспечить им устойчивую сохранность, может осуществляться посредством применения лотков, нагорных канав, резервов. С той же целью проезжую часть наряду с обочинами сооружают в выпуклой конфигурации, устраиваются также кюветы в виде боковых канав: как правило, по обе стороны. Исключение – поперечный выраженный уклон рельефа, когда приплывы возможны только с верховья, канавы необходимы с нагорной только стороны.
Применение продольных лотков.
Такой вид оснастки используется при переувлажнении грунтов, их неспособности удерживать целостность откосов на дорогах со 2-й по 4-ю категорий. Водоотводные желоба монтируются вдоль проезжей части, чередуя их на насыпных откосах с телескопическими (чаще поперечными) элементами, обеспечивающими водосброс из продольных. Решение для дорог категорией ниже 4-й состоит в непринудительном стекании осадковых масс по маршруту: проезжая зона – обочина – водоотводная канавка либо кювет.
Инновации в водоотведении: деирригация путепроводов.
На перекрестных развязках с примыканиями автодорог имеются специфические особенности, влияющие на отвод поверхностных ливнестоков. Так, необходимо учитывать съездные зоны со значительным поперечным\продольным уклоном, наличие площадок стекания с замкнутым циклом, форму поперечных сечений.
Планировочные водоотводные решения относительно развязочного устройства при высотном расположении перекрещивающихся трасс на замкнутых водосборных площадях предлагаются в 3-х вариантах:
- Нужно срезать грунтовый слой на площадках меж съездными участками, предусматривая при этом необходимость вертикальной их планировки наряду с минимальным оптимумом укрепработ и искусственных водоотводных сооружений.
- Съезды устраиваются в выемках. Межсъездовые площади сохраняются в земном поверхностном уровне. Перепускные трубы, лотки, кюветы обеспечивают влагоотвод.
- Местом сооружения развязок автодвижения служат насыпи; уровень межсъездовых площадей – земной поверхностный.
Отведение осадков осуществляется за счет установки в пазухах и съездах (их понижении) водопропускающих трубных систем.